инвестиционная политика
24.11.2013, 14:14 | |
Инвестиционная политика – ключ к успеху Особое место в стратегии территориального развития страны занимает Северо-Кавказский регион. Это обусловлено прежде всего его современным геополитическим положением, историей освоения и исключительно сложным этническим составом населения. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство обеспечения целостности государства, укрепления экономики России и ликвидации очагов политической напряженности. Объективно возникает необходимость в разработке такой политики развития субъектов РФ в составе Северо-Кавказского региона, которая, не нарушая целостности и единства российского государства, его экономического пространства, обеспечивала бы в русле инновационных преобразований устойчивые темпы роста экономики, адекватный рост уровня жизни местного населения, экологическую безопасность и как следствие стабилизацию общественно-политической жизни на Северном Кавказе. В контексте сказанного начало 2010 года для Республики Дагестан ознаменовалось двумя важными событиями с далеко идущими последствиями во всех областях общественно-политической жизни и социально-экономического обустройства республики на ближайшую и отдаленную перспективу. Образован новый Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), в Дагестане по рекомендации Президента РФ Д.А.Медведева на тридцать первой сессии Народного Собрания РД четвертого созыва единогласно избран новый Президент РД – М.М.Магомедов. Позитивность этих событий очевидна, поскольку создание СКФО и назначение на пост Полномочного представителя Президента РФ в СКФО успешного губернатора и известного общественно-политического деятеля А.Г.Хлопонина в ранге вице-премьера Правительства РФ позволит переломить и стабилизировать ситуацию в Северо-Кавказском регионе, а Президент РД М.М.Магомедов, сочетая профессиональную подготовленность в области экономики и большой опыт работы в высших эшелонах республиканской власти, сумеет найти пути к общественному согласию, развитию и процветанию Дагестана. Нельзя не согласиться с высказываниями нового Президента РД на внеочередной сессии Народного Собрания РД от 10 февраля 2010 года по поводу достигнутого уровня, текущих задач и перспектив развития экономики Дагестана: «…будучи экономистом, я хорошо понимаю всю сложность современного состояния дагестанской экономики… Нас ждет трудный бюджет этого года… Считаю, что во многом модернизация республики – это прежде всего позитивные изменения в республиканской экономике… мы должны сделать все возможное для того, чтобы Дагестан снизил свою зависимость от федеральных дотаций… Мы должны обеспечить эффективное использование бюджетных денег… Нужно создать условия и стимулировать развитие малого и среднего бизнеса». Собственно, здесь Президент РД М. Магомедов закладывает основы экономической политики в республике на текущую и отдаленную перспективу. Эти и другие сопряженные цели и задачи развития республики достаточно четко сформулированы в проекте «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года», но от постановки целевых установок до их реализации лежит длительная повседневная, кропотливая, согласованная деятельность всех заинтересованных сторон – власти, бизнеса, общественных организаций, различных слоев населения. Именно в условиях консолидации дагестанского общества представляется возможным в реальном режиме времени добиться позитивных результатов: модернизировать экономику и вывести параметры ее функционирования на уровень отечественных и мировых стандартов, существенно повысить уровень и улучшить качество жизни населения Дагестана. Тем более, такая позиция согласуется с федеральной региональной политикой. Территориальное развитие Российской Федерации в стратегическом плане ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для создания достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики при обеспечении политического и правового единства страны. Исходя из складывающейся хозяйственной ситуации внутри России, характеризующейся переходом на инновационный путь развития, должны выстраиваться и направления развития и модернизации экономики Республики Дагестан. С точки зрения современной типологии многонациональный Дагестан относится к приграничным экономически недостаточно развитым с низким уровнем занятости депрессивным регионам аграрно-индустриального типа. В настоящее время сохраняющееся депрессивное состояние экономики республики, сложная социально-политическая и криминогенная ситуации, утрата по многим позициям хозяйственной ориентации сдерживают развитие республики, которая продолжает оставаться в сильной финансово-экономической зависимости от федерального Центра. Достаточно отметить, что уровень дотационности консолидированного бюджета РД в последние годы в среднем составлял 76-78%. За этот же период официальная государственная статистика фиксирует высокие темпы роста (в полтора, два, три и более раз) ВРП, промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота, доходов населения, средней заработной платы и др., что, с одной стороны, свидетельствует о том, что экономика республики вроде бы успешно развивается. Но, с другой, эти высокие темпы не оказывают адекватного влияния на снижение дотационности республиканского бюджета, а абсолютные величины большинства этих показателей в расчете на душу населения существенно отстают от средних по России. Особую тревогу вызывает значительное отставание по ВРП, промышленному производству, инвестициям и заработной плате. Все эти показатели между собой взаимосвязаны, поскольку низкий уровень развития промышленного производства порождает крайне нерациональную структуру ВРП, что в совокупности с существенным отставанием по заработной плате оказывает негативное воздействие на рост налогового потенциала, на процесс снижения дотационности республиканского бюджета. Крайне важным представляется и то, что проблему модернизации экономики РД невозможно решить до конца, не затронув вопросы экологической безопасности. Это связано с тем, что современные условия развития диктуют новые приоритеты, среди которых на первое место выдвигается уже не только непрерывный экономический рост, но и равноправная взаимообусловленность социальных, экономических и экологических интересов. А экологическая ситуация в Дагестане в настоящее время представляется достаточно неблагоприятной. Решение проблем модернизации лежит в плоскости привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Дагестана. Однако в настоящее время достаточно высокие темпы прироста инвестиций в основной капитал не оказывают должного воздействия на подтягивание макроэкономических показателей до среднероссийского уровня. И дело не столько в глубине сложившегося под влиянием различных факторов изначального экономического отставания Дагестана, а в том, что финансовые средства в основной капитал расходуются зачастую не по назначению и без должного обоснования эффективности тех или иных инвестиционных проектов. В современных условиях инновационных преобразований экономики повышение эффективности инвестиционного развития регионов, создание благоприятного инвестиционного климата становится одной из основных задач, которая включает выбор источников инвестиций, создание необходимой нормативно-правовой базы, определение органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики и привлечение инвестиций, организация работы с инвесторами и т.д. Инвестиционный климат в Дагестане во многом зависит от состояния и уровня диверсификации экономической среды, перспектив и тенденций экономического развития его территорий, степени развитости рыночных отношений, финансового рынка и рынка инвестиционных услуг, устойчивости и авторитетности власти, политической поляризации населения, уровня социальной напряженности и уровня преступности. В значительной степени на инвестиционную привлекательность региона влияет должное исполнение органами региональной власти своих полномочий в экономической, бюджетной, социальной и других сферах деятельности. Разработка и наличие специальных программ привлечения инвесторов, обеспечение инвесторам особых экономических условий, связанных с определенными льготами, в том числе по налогообложению, представляется для Дагестана ключевой задачей текущего момента и на последующую перспективу. В контексте вышеизложенного необходимо обратить внимание на такую форму функционирования современных отраслевых и региональных рынков, как кластеры — сетевые структуры, интерес к которым в последние годы резко возрос во всем мире. Создание кластеров позволяет задействовать имеющиеся у регионов ресурсы для ускорения социально-экономического развития, а также усилить конкурентные позиции сгруппированных вместе предприятий, занимающихся родственными видами деятельности. Кластерные системы предлагают широкое использование научно-образовательного потенциала региона. Формирование и последующее функционирование кластера с участием научных и образовательных учреждений создают дополнительные преимущества всем партнерам по совместному бизнесу. Хозяйственные структуры кластера, используя потенциал научно-образовательных учреждений региона, реализуют синергетический эффект на основе технического и технологического переоснащения производства, что предоставляет возможность научным организациям и вузам более полно использовать свои возможности в области проведения фундаментальных исследований и предоставления образовательных услуг. Не менее важным инструментом регулирования регионального развития и модернизации экономики являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Цели создания СЭЗ следуют из их названий: зоны свободной торговли создаются в основном для интенсификации внешнеторговых связей, производственные зоны - развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, технико-внедренческие – стимулирования развития наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, сервисные - развития сферы услуг. В последние годы в практике регулирования регионального развития много внимания уделяется вопросу развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Актуальность ГЧП обусловлена прежде всего с позиций активизации инвестиционной деятельности в рамках разнообразных административно-правовых форм и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом (контракты, аренда, лизинг, концессия как форма партнерства государства и частного бизнеса, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия). Важнейшим элементом современной системы регулирования развития любого региона и Дагестана в частности в условиях инновационных преобразований экономики должны стать технопарковые структуры и информационно-технологические системы – ключевые элементы инновационного развития. Технопарковые структуры создают широкое поле деятельности для малого и среднего инновационного предпринимательства, являются эффективной организационной основой коммерциализации науки и ее связи с практикой. В рамках формирования инновационной системы развития Дагестана представляется целесообразным также, помимо формирования и развития технопарковых структур, создать Центры трансферта технологий. Эти Центры, в которые должны войти представители соответствующих властных структур, бизнеса, вузовской и академической науки, предназначены для выявления непосредственно в научных организациях республики, и не только, коммерчески значимых результатов исследований и запуск их в инновационный цикл, на выходе которого должен появиться рыночно востребованный товар. То есть одним из стратегически значимых направлений развития и модернизации экономики Дагестана следует рассматривать изменения в инновационной сфере, в развитии современной конкурентоспособной экономики знаний. Таким образом, современная практика регулирования регионального развития и модернизации экономики располагает широким арсеналом организационных форм, методов и механизмов стимулирования инвестиционной активности в различных сферах хозяйственной деятельности, рациональное использование которых позволит позитивно воздействовать на процессы социально-экономического обустройства Республики Дагестан. Автор: Виктор Петросянц, профессор, заслуженный деятель науки Республики Дагестан Источник: "Дагестанская правда". 27.02.2010 Модернизация системы управления инновациями Известно, что руководство России и Республики Дагестан неоднократно в своих выступлениях заявляли о необходимости в условиях модернизации осуществления инновационных преобразований экономики и повышения эффективности инвестиционного развития, создания благоприятного инновационно-инвестиционного климата. Сегодня эта задача становится одной из приоритетных и определяющих в современных условиях. Об инновационной деятельности ныне очень много говорят, но мало что делается для достижения реальных результатов, да и быть их не может при полной бессистемности этой работы как на российском, так и на региональном уровнях. Для того чтобы добиться результатов в любой сфере деятельности, необходима выстроенная система управления, которая особо не подвергалась бы влиянию субъективных и других факторов и была ориентирована на конечный результат. Что мы имеем сегодня в инновационной сфере деятельности? Каждый регион России, в том числе и Дагестан, имея определенную научно-техническую базу в виде научных и образовательных учреждений, исследовательских институтов, а также других предприятий, которые занимаются инновациями, конечно, имеет определенный инновационный продукт и задел инновационных разработок. К сожалению, в основном они не востребованы и лежат на полках. Некоторые даже потеряли свою актуальность, другие находятся в ожидании своего внедрения. Почему так происходит? Многие из тех, кто создает инновационный продукт, в силу своих творческих, интеллектуальных и психологических особенностей не обладают необходимыми пробивными качествами по продвижению своего продукта. Порой у них меньше времени уходит на создание инновационного продукта, нежели на его продвижение. Для этого надо обладать как минимум деловыми и коммерческими способностями, быть коммуникабельным, уметь строить договорные отношения с потенциальными инвесторами и т.д. Это и есть свидетельство бессистемности работы, когда нет в системе управления инновациями необходимых звеньев, которые могли инновационные продукты довести до потребителя прежде всего у себя в стране. Порой, поварившись в собственном соку и обив безрезультатно все пороги у себя в стране, эти инновации за бесценок уходят за границу. Можно привести массу таких примеров, даже по Республике Дагестан. Правда, надо заметить, что в последнее время в России стали появляться различные агентства по инновационному предпринимательству, которые делают попытки оказания содействия в продвижении инновационного продукта. Это хорошо, они будут решать какие-то вопросы, но преимущественно на региональном уровне, в лучшем случае – на российском уровне. Им надо будет еще долго набираться опыта, чтобы выйти на международный уровень. Очевидно, что малый и средний бизнес в том виде, в каком мы имеем сегодня в Дагестане, да в целом и по России, не в состоянии вкладывать свои средства в инновационные продукты. В основном из-за отсутствия мотивации и материальных причин. Поэтому рассчитывать можно только на крупный бизнес или на зарубежных инвесторов, с которыми вести переговоры на эту тему будет непросто создателю инновационного продукта. Удивительно, но факт: все так много говорят про инновации, но практически не используется понятие «управление инновациями». Более того, у нас в стране всего несколько кафедр «Управление инновациями» или «Инновационный менеджмент» среди тысячи высших учебных заведений. В частности, в МГУ, Петербургском университете, Государственном университете управления и еще, может, в 3-4 вузах страны. Насколько мне известно, нет такой кафедры и в дагестанских вузах, как и в большинстве регионов большой России. Что же получается? Получается, что мы собираемся управлять инновационными процессами, но абсолютно не обучаем этому будущих управленцев. Это равносильно посадить за руль автомобиля человека, не знающего правила управления автомобилем при неплохом знании его устройства. А к чему может привести такое управление, нетрудно догадаться. Ведь известно, что до развала советской страны мы были одной из мощных стран по наличию инженерного потенциала и инновационных технологий. Хотя и тогда были проблемы по внедрению этих технологий. И сегодня мы еще не совсем потеряли сектор технологических инноваций, где действует не одна тысяча научно-исследовательских институтов и инновационных компаний, ведущих разработки по многим значимым технологическим направлениям, востребованным на мировом рынке. В широком смысле слова для достижения прочного положения российской экономики на мировом рынке требуется переход к инновационному развитию всех отраслей народного хозяйства, что обеспечит рост наукоемкой продукции в экспорте страны (сегодня это 0,3 от валового внутреннего продукта, тогда как в развитых странах - около 5%). Официально государственные органы управления приняли курс на инновационное развитие через систему реализации приоритетных высокотехнологичных направлений. Конечно, трудности стратегии инновационного развития обусловлены множеством объективных и субъективных причин, но главные причины заключаются в отсутствии системы управления и в недостаточном организационном потенциале экономики. Об инновационном векторе развития страны следовало заявить Правительству России еще много лет тому назад, но мы как всегда находимся в роли догоняющих на международном уровне, а Дагестан – в роли догоняющего на федеральном уровне. Нельзя сказать, что на федеральном уровне сегодня ничего не делается. К примеру, создавались различные комиссии по высоким технологиям и инновациям под ответственность высоких чиновников на уровне правительства, а совсем недавно Председатель Правительства лично возглавил эту работу. Это он сделал исходя из понимания важности и масштабности задач. Конечно, это правильное решение, и это обнадеживает, так как многие управленческие процессы наверняка получат ускорение. Несмотря на кризис, найдутся и огромные средства, уже разрабатываются инновационные программы, все это будет. Но главное, удалось бы создать выстроенную систему управления инновациями, которая работала бы долго, без особой волокиты и проволочек. И если эту систему не удастся создать на федеральном уровне, то до Дагестана руки Москвы могут не дойти, а нам самим придется еще долго вариться в собственном соку. А крупные инновационные объекты (технопарки, инновационно-технологические центры и т. д.), ориентированные на всю страну, так и будут строиться вокруг мегаполисов. Например, анализ расположения инновационной инфраструктуры по России показывает, что основная их масса расположена в Центральном округе, в два раза меньше - в Северо-Западном и Сибирском и практически на предпоследнем месте находится Южный округ, а говорить о вновь образованном Северо-Кавказском округе вообще не приходится. Следовательно, без четкой системы управления инновациями обеспечить взаимодействие и взаимосвязь всех институтов инновационного процесса в такой огромной стране, как наша, практически невозможно. Как показывает мировой опыт, переход на новую экономику инновационного развития требует создания и нового инструментария, который позволит обеспечить благоприятный инновационный климат. Законодательно формирование национальной инновационной системы должно определяться как деятельность минимум по двум направлениям: -формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности при вовлечении результатов научных исследований в экономический оборот; -построение развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и быстрой передачи полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг. Если говорить в широком смысле слова о национальной инновационной инфраструктуре, то ее следует рассматривать как совокупность экономических и технологических субъектов и их взаимосвязи, которая обеспечивает ускорение процессов превращения результатов научных исследований и новых знаний в наукоемкий товар и услуги и способствует повышению конкурентоспособности отечественного производителя на мировом рынке. Одной из основных задач исходя из данного определения можно назвать создание и развитие экономических и технологических субъектов инфраструктуры - технопарков, технологических бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, отраслевых и инновационных лабораторий, центров коммерциализации и трансфера технологий и т.п. Такие страны, как Израиль, Китай, Финляндия, Южная Корея (ее делегация в августе прошлого года посетила Дагестан, и сейчас мы работаем над тем, чтобы получить предложение о встречном визите с целью изучения инновационного потенциала этой страны), 35-40 лет тому назад были странами с низким уровнем индустриализации, недостаточно развитыми с научно-технической точки зрения и экспортирующими главным образом сырье и материалы. В настоящее время в каждой из этих стран на наукоемкую продукцию приходится свыше 50% объема экспорта. Таких успехов эти страны достигли, реализовав свои программы построения экономики через четкую систему управления инновационными процессами. Следует отметить, что они начинали практически с нуля, так как у них, помимо независимости, промышленно-технической базы, не было, в отличие от Российской Федерации, такого количества высококвалифицированных специалистов, ученых, разработчиков и изобретателей, способных дать идеи и разработки для их дальнейшего исследования и внедрения. Не следует изобретать велосипед, что бы ни делали, главное в велосипеде – это колеса. Надо обратиться к мировой практике, которая располагает богатым опытом создания инновационной инфраструктуры и ее отдельных элементов. Формы и методы государственного участия в этом процессе в разных странах имеют свои особенности, они есть и у нас. Однако можно выделить общие подходы, которые заключаются в следующем: -используется системный подход, позволяющий полученным знаниям преодолевать практически без разрывов весь сложный путь от научных исследований и разработок до реализации на рынке инноваций, включающих эти знания; -главным инициатором формирования инновационной инфраструктуры выступает государство. Оно создает правовые, организационные и экономические условия и механизм, которые мотивируют участников процесса на извлечение законной прибыли, превращая результаты научных исследований в наукоемкий товар и услуги. Экономически развитые страны органично встроили инновационную инфраструктуру в свои национальные инновационные системы. В результате сформировалась система государственно-частного инновационного партнерства, при которой государственная власть и бизнес выступают как равноправные взаимодополняющие партнеры. Государство, поддерживая проведение научно-исследовательских работ и систему образования, выступающих источником инноваций, создает благоприятные условия и среду стимулирования предпринимательства, а бизнес берет на себя весь коммерческий риск работы на рынке инновационной продукции. Государство получает выгоду от сбора налогов и решения социальных проблем, а бизнес - прибыль. Такое взаимодействие государства и бизнеса целиком отвечает интересам гражданского общества. | |
| |
Просмотров: 1450 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |