Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету
[ Скачать с сервера (545.0 Kb) ] | 24.09.2014, 17:22 |
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ (СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА ПО ФИНАНСОВОМУ УЧЕТУ И УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ УЧЕТУ) Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «УТВЕРЖДАЮ» Ректор НОУ ВПО «СКГИ» к.ю.н., доцент ________________ А.Р. Саруханян «___ » _______________ 2012 года НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080109.65 «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ» КВАЛИФИКАЦИЯ – ЭКОНОМИСТ Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ (СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА ПО ФИНАНСОВОУ УЧЕТУ И УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ УЧЕТУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Протокол № «_1_» от «__29__» __августа_____ 2012 года Автор-составитель: И. А. Новикова – кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт» Рецензенты: Н. А. Елькина - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики АНО ВПО Ставропольского института кооперации (филиала) Белгородского университета кооперации, экономики и права О. В. Ельчанинова - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт» Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому учет и управленческому учету» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». © НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», 2012 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Рабочая программа учебной дисциплины «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому учет и управленческому учету» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя: ⎯ целевую установку; ⎯ содержание учебной дисциплины; ⎯ учебно-методическое обеспечение дисциплины; ⎯ требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому учет и управленческому учету» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности. Содержание обучения в Институте по дисциплине «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому учет и управленческому учету» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности экономиста: а) расчетно-экономическая деятельность, в т.ч.: - подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; - проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; - разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств; б) аналитическая, научно-исследовательская деятельность, в т.ч.: - поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; - обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; - построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; - анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом; - подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов; - проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов; - участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ; в) организационно-управленческая деятельность, в т.ч.: - участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений; - организация выполнения порученного этапа работы; - оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта; - участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений; г) педагогическая деятельность, в т.ч.: - преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Основная цель лабораторного практикума – закрепление и систематизация полученных в ходе лекционного курса теоретических знаний по бухгалтерскому учету и развитие лабораторных умений и навыков студентов по организации и осуществлению финансового и управленческого учета в коммерческих организациях, а также – углубленное изучение основных принципов бухгалтерского учета активов, обязательств и собственного капитала в организациях. В процессе выполнения лабораторного практикума студенты научатся самостоятельно работать с нормативно-методической, научной и другой специальной информации, необходимой современному бухгалтеру и аудитору. В ходе лабораторного практикума рассматриваются различные хозяйственные ситуации, позволяющие раскрыть систему первичного учета, счетов и двойной записи, процесс регистрации бухгалтерских данных и оформления учетных регистров на основе данных синтетического и аналитического учета, изучить принципы формирования учетной политики организации управленческого и финансового учета, содержание бухгалтерской отчетности и порядок её формирования. В ходе выполнение лабораторных заданий по дисциплине решаются следующие задачи: − проведение оценки учетной регистрации и накопления информации финансового характера в учетных регистрах с целью последующего её представления в бухгалтерских отчетах; − оформление в соответствии с требованиями наличия и движения объектов бухгалтерского учета с помощью унифицированных форм первичной учетной документации; − отражение хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета в хронологическом порядке и группировка по соответствующим счетам бухгалтерского учета; − изучение методики ведения учета по основным средствам, нематериальным активам, финансовым вложениям организации, материальным запасам, затратам на производство и калькулирование себестоимости готовой продукции, расчетам по оплате труда, реализации изделий и других видов активов, а также по учету денежных средств, расчетов, собственного и заемного капитала организации. В результате прохождения лабораторного практикума студенты должны знать принципы организации бухгалтерского учета в условиях компьютеризации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Распределение учебного материала по темам Тема 1. Настройка автоматизированной системы бухгалтерского учета в организации Разработка элементов внемашинного информационного обеспечения: рабочего плана счетов, кодирование информации по товарным запасам, хозяйственным партнерам, работникам, другим аналитическим счетам. Формирование внутримашинных справочников учета. Ввод информации о сальдо по синтетическим и аналитическим счетам. Тема 2. Учет денежных средств и денежных документов Документирование кассовых операций. 2. Составление отчета кассира и вкладного листа кассовой книги. Бухгалтерская обработка кассовых операций, формирование внутримашинных регистров по счету 50 "Касса". Вывод на печать машинограмм регистров бухгалтерского учета денежных средств. Тема 3. Учет расчетов с подотчетными лицами Формирование справочника работников – подотчетных лиц. 2. Ввод остатков подотчетных сумм. Обработка авансовых отчетов и формирование регистров аналитического учета в разрезе подотчетных лиц и по синтетическому счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Вывод на печать регистров синтетического и аналитического учета. Тема 4. Учет основных средств Разработка кодов аналитического учета основных средств. Формирование справочника и ввод данных об инвентарных объектах основных средств. Формирование документов по движению основных средств. Бухгалтерская обработка документов и формирование внутримашинных регистров. Вывод на печать машинограмм регистров бухгалтерского учета основных средств. Тема 5. Учет нематериальных активов. Разработка кодов аналитического учета нематериальных активов и ввод данных об инвентарных объектах. Формирование документов по движению нематериальных активов. Бухгалтерская обработка документов и формирование внутримашинных регистров. Вывод на печать машинограмм регистров бухгалтерского учета нематериальных активов. Тема 6. Учет финансовых вложений Классификация финансовых вложений. Ввод остатков по видам финансовых вложений. Формирование базы данных по начислению доходов к получению (процентов, дивидендов). Вывод на печать машинограмм регистров бухгалтерского учета финансовых вложений. Тема 7. Учет материально-производственных запасов Разработка кодов аналитического учета материально-производственных запасов. Формирование справочника и ввод данных об остатках материально-производственных запасов. Формирование документов по заготовлению и приобретению материально-производственных запасов. Ввод в журнал регистрации операций бухгалтерских записей об использовании (списании) материально-производственных запасов. Бухгалтерская обработка документов и формирование внутримашинных регистров. Вывод на печать машинограмм регистров бухгалтерского учета состояния и движения материально-производственных запасов. Тема 8. Учет расчетов с персоналом по оплате труда Формирование справочника работников организации согласно штатного расписания. Начисление заработной платы. Начисление по листкам временной нетрудоспособности. Начисление отпускных. Бухгалтерская обработка расчетов и формирование внутримашинных регистров. Импорт данных о произведенных расчетах с персоналом по выплате заработной платы из базы данных учета кассовых операций. Вывод на печать машиногорамм аналитического и синтетического учета по расчетам с персоналом по оплате труда. Начисление платежей во внебюджетные фонды, формирование регистров учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Тема 9. Учет текущих обязательств и расчетов Формирование справочника хозяйственных партнеров. Выписка платежных документов, их бухгалтерская обработка. Ввод операций с выписок банка и формирование машинных регистров по учету расчетных операций. Вывод на печать машинограмм синтетического и аналитического учета. Тема 10. Учет производства, выпуска и реализации готовой продукции Классификация затрат на производство, формирование справочника статей затрат. Импорт информации о формировании затрат из смежных участков автоматизированного комплекса задач. Формирование регистра выпуска продукции из производства. Формирование аналитического регистра затрат и калькулирование себестоимости продукции. Формирование товарно-сопроводительных документов по операциям реализации готовой продукции. Формирование регистров синтетического учета выпуска и реализации продукции. Тема 11. Учет собственного капитала Формирование справочника учредителей. Ввод сальдо по вкладам в уставный капитал и по задолженности учредителей. Начисление дивидендов. Формирование регистров аналитического учета расчетов с учредителями. Формирование бухгалтерских записей по операциям движения уставного, резервного и добавочного капитала. Вывод на печать машинограмм регистров синтетического учета по счетам 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал". Тема 12. Учет финансовых результатов Импорт и фильтр информации о финансовых результатах. Бухгалтерская обработка операций по формированию прочих доходах и расходах. Вывод на печать машинограмм регистров синтетического учета по счетам 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки". Тема 13. Бухгалтерская отчетность Формирование оборотной шахматной ведомости. Вывод на печать оборотно-сальдовой ведомости. Сверка оборотов и сальдо по счетам синтетического учета с ранее полученными машинограммами. Исправление ошибок. Формирование и вывод на печать основных форм отчетности (в соответствии с настройкой системы компьютерного учета). Произвести переход к новому отчетному периоду. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения Темы дисциплины Количество часов Всего Лекции Лабораторные занятия Сам. работа 1 2 3 4 5 8 семестр 1. Настройка автоматизированной системы бухгалтерского учета в организации 12 6 6 2. Учет денежных средств и денежных документов 12 6 6 3. Учет расчетов с подотчетными лицами 12 6 6 4. Учет основных средств 12 6 6 5. Учет нематериальных активов. 12 6 6 6. Учет финансовых вложений 12 6 6 7. Учет материально-производственных запасов 12 6 6 8. Учет расчетов с персоналом по оплате труда 14 8 6 9. Учет текущих обязательств и расчетов 12 6 6 10 Учет производства, выпуска и реализации готовой продукции 16 8 8 11. Учет собственного капитала 12 6 6 12. Учет финансовых результатов 12 6 6 13. Бухгалтерская отчетность 12 6 6 Всего по дисциплине 162 82 80 Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения (6 лет) Темы дисциплины Количество часов Всего Лекции Лабораторные занятия Сам. работа 1 2 3 4 5 9 семестр 1. Настройка автоматизированной системы бухгалтерского учета в организации 12 6 6 2. Учет денежных средств и денежных документов 12 6 6 3. Учет расчетов с подотчетными лицами 12 6 6 4. Учет основных средств 12 6 6 5. Учет нематериальных активов. 12 6 6 6. Учет финансовых вложений 12 6 6 7. Учет материально-производственных запасов 12 6 6 8. Учет расчетов с персоналом по оплате труда 14 8 6 9. Учет текущих обязательств и расчетов 12 6 6 10 Учет производства, выпуска и реализации готовой продукции 16 8 8 11. Учет собственного капитала 12 6 6 12. Учет финансовых результатов 12 6 6 13. Бухгалтерская отчетность 12 6 6 Всего по дисциплине 162 82 80 Тематический план учебной дисциплины заочной сокращенной формы обучения (3 года) Темы дисциплины Количество часов Всего Лекции Лабораторные занятия Сам. работа 1 2 3 4 5 5 семестр 1. Настройка автоматизированной системы бухгалтерского учета в организации 12 2 10 2. Учет денежных средств и денежных документов 14 4 10 3. Учет расчетов с подотчетными лицами 14 4 10 4. Учет основных средств 12 2 10 5. Учет нематериальных активов. 14 4 10 6. Учет финансовых вложений 12 2 10 7. Учет материально-производственных запасов 14 4 10 8. Учет расчетов с персоналом по оплате труда 14 4 10 9. Учет текущих обязательств и расчетов 12 2 10 10 Учет производства, выпуска и реализации готовой продукции 12 4 8 11. Учет собственного капитала 12 2 10 12. Учет финансовых результатов 10 4 6 13. Бухгалтерская отчетность 10 4 6 Всего по дисциплине 162 42 120 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому учет и управленческому учету» является специальной дисциплиной и преподается студентам, уже имеющим опыт обучения в высших учебных заведениях, поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам привлечь знания уже изученных ими предметов. При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (для создания возможности конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала. При проведении лабораторных занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и его основные вопросы. После заслушивания ответов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к работе. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам темы, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных. В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе лабораторных занятий может проводить контрольные работы. Практическое занятие включает в себя также элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план работы по изучению дисциплины. При проведении лабораторных занятий должны использоваться интерактивные методы обучения, деловые и ролевые игры. При изложении материала преподаватель должен обратить внимание на то, что в последнее десятилетие принимается большое количество самых разнообразных нормативных актов, изменивших подходы к организации и ведению бухгалтерского учета, а также проведению контрольной работы, в том числе и аудиторских проверок. Также необходимо обеспечить структурирование большого объема теоретического материала таким образом, чтобы студентам и слушателям удалось сформировать в сознании целостную, обобщенную модель становления бухгалтерского учета и аудита как в мире, так и в России, а также понять основные тенденции их развития. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе специалитета, при изучении дисциплины «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому учет и управленческому учету» являются лабораторные занятия. Студент не имеет права пропускать занятия без уважительных причин, в противном случае он может быть не допущен к зачету. Лабораторные занятия обеспечивают: контроль преподавателем уровня подготовленности студента; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков по направлению подготовки; приобретение опыта работы с бухгалтерскими программами. Проведению лабораторного занятия предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением ранее полученного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Практические занятия могут проводиться и в форме учебных конференций, которые включают в себя выступления студентов с докладами по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно текст доклада предварительно представить преподавателю для ознакомления. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя в рабочий журнал текущие оценки; студент имеет право ознакомиться с ними. Важным видом работы студента при изучении данной дисциплины является самостоятельная работа. Она должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя опираться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или лабораторных занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции. Ошибку совершают студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, невысок. В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальными, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций можно ознакомиться на кафедре. Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основной. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом. Знания студентов, полученные при изучении дисциплины «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому учет и управленческому учету», необходимы им для успешного изучения таких дисциплин, как «Анализ финансовой отчетности», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Аудит» и др. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, пригодятся студентам для написания дипломной работы и прохождения производственной и преддипломной практики, так как именно эта дисциплина наглядно отражает порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности с использованием средств автоматизации. ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Тема: «Учет денежных средств и денежных документов» Цель занятия: усвоение порядка учета денежных средств в кассе, на расчетных, валютных счетах и переводов в пути. Тип занятия: лабораторно-практическое занятие Литература: 1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 816 с.; 2. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 769 с. Структура занятия: 1. Организационный момент 5 мин. 2. Опрос по теме, проверка домашнего задания 65 мин. 3. Решение тестов 10 мин. 4. Подведение итогов, объявление оценок 5 мин. 5. Задание на дом 5 мин. Вопросы для контроля: 1. Какими нормативными документами регулируется порядок организации кассы и ведение кассовых операций? 2. Какими документами оформляется движение денежных средств и денежных документов в кассе организации? 3. Что относится к денежным документам? 4. Каков порядок составления и проверки кассовой книги организации? 5. Каким образом осуществляется синтетический и аналитический учет денежных средств и денежных документов в кассе организации? 6. Какова процедура ревизии кассы и кассовых операций? 7. Какова процедура открытия расчетных и специальных счетов? 8. Какими документами оформляются операции по движению денежных средств на расчетных и специальных счетах 9. В чем значение выписок с расчетных и специальных счетов организации? 10. Каким образом осуществляется синтетический и аналитический учет денежных средств на расчетных и специальных счетах? 11. Перечислите функции денег в человеческом обществе. 12. Определите главное отличие наличных и безналичных расчетов. 13. Кто устанавливает правила ведения кассовых операций? 14. Какое ограничение существует для наличных расчетов между юридическими лицами? 15. Можно ли держать в кассе предприятия сверх лимита количество наличных средств, и если да, то какое время? 16. Как разделить меру ответственности кассира и руководителя предприятия за хищения наличных денег из кассы? 17. Что вы можете сказать о сроках совершения денежных операций по кассе и об их оформлении? 18. Напишите проводки по передаче денежной выручки из кассы в банк через инкассатора. 19. Выявите отличие кассовой книги и журнала кассира-операциониста. 20. Если при ревизии кассы обнаружены излишки денежных средств, что должен предпринять главный бухгалтер? 21. Если в кассе недостача, можно ли ее списать на убытки предприятия? 22. Возможны ли безналичные расчеты через кассу предприятия? Если да, то какими способами? 23. Перечислите документы, которые должно предоставить предприятие-резидент банку для открытия расчетного счета. 24. Какие документы должен представить частный нотариус для открытия расчетного счета в банке? 25. Как производится расчет платежными поручениями? 26. Когда используется форма расчетов платежными требованиями? 27. Определите отличия расчетов инкассовыми поручениями от расчетов платежными требованиями. 28. Назовите минимальный срок акцепта платежных требований. 29. Приведите определение аккредитива. 30. Назовите преимущества и недостатки аккредитивной формы безналичных расчетов. 31. Как происходит расчет с помощью чеков? Оцените преимущества и недостатки этой формы расчетов. 32. Что отражается в выписке банка своему клиенту? 33. Опишите в общем виде вексельную форму расчетов. 34. Чем отличается простой вексель от переводного векселя? 35. В чем состоит механизм расчетов с помощью банковских платежных карт? 36. Раскройте понятие специальных счетов, используемых при аккредитивной и чековой форме расчетов, а также при расчетах с помощью банковских платежных карт. Тема: «Учет расчетов с подотчетными лицами» Цель занятия: усвоение порядка учета расчетов с подотчетными лицами организации Тип занятия: лабораторно-практическое занятие Литература: 1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 816 с.; 2. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 769 с. Структура занятия: 1. Организационный момент 5 мин. 2. Опрос по теме, проверка домашнего задания 65 мин. 3. Решение тестов 10 мин. 4. Подведение итогов, объявление оценок 5 мин. 5. Задание на дом 5 мин. Вопросы для контроля: 1. Раскройте понятие подотчетного лица. Напишите проводку по возврату подотчетным лицом неизрасходованной суммы. 2. Подотчетное лицо приобрело в магазине розничной торговли канцелярские товары. Как учитывается НДС при оформлении авансового отчета? 3. Что такое авансовый отчет? 4. Подотчетное лицо не предоставило во время авансовый отчет. Что должен сделать бухгалтер? 5. Как компенсируются затраты сотрудника по командировке? 6. Выделяется ли НДС из суточных расходов при оформлении авансового отчета по командировке? 7. Какой счет используется для отражения расчетов с персоналом по прочим операциям? Тема: «Учет основных средств» Цель занятия: усвоение порядка учета основных средств и арендуемого имущества организации Тип занятия: лабораторно-практическое занятие Литература: 1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 816 с.; 2. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 769 с. Структура занятия: 1. Организационный момент 5 мин. 2. Опрос по теме, проверка домашнего задания 65 мин. 3. Решение тестов 10 мин. 4. Подведение итогов, объявление оценок 5 мин. 5. Задание на дом 5 мин. Вопросы для контроля: 1. Что входит в понятие долгосрочных активов? 2. Проанализируйте структуру активов промышленных и торговых предприятий по их стоимости и укажите на главные отличия. 3. Назовите минимальную и максимальную долю амортизационных отчислений в составе себестоимости продукции современных отечественных промышленных предприятий. 4. Дайте определение основных средств. Приведите примеры. 5. Из каких затрат складывается первоначальная стоимость объектов основных средств при их принятии на учет? 6. Дайте понятие срока полезного использования основного средства. 7. Объясните механизм амортизации как приема накопления капитала (денежных сумм) для приобретения новых основных средств по истечении срока их полезного использования. 8. Охарактеризуйте способы начисления амортизации на основные средства. 9. Дайте определение остаточной стоимости основных средств. 10. Какое значение имеет выбор способа амортизации основных средств? 11. Нужно ли списывать с баланса полностью амортизированное основное средство? 12. Напишите проводки по начислению амортизации на основные средства, находящиеся в эксплуатации и переданные в аренду. 13. Как амортизируются объекты основных средств стоимостью до 20 тыс. руб.? 14. С чем связана необходимость переоценки объектов основных средств? 15. На каком счете фиксируется сумма увеличения стоимости объекта при его переоценке? 16. Поясните разницу между арендой и лизингом основных средств. 17. Как оформить с помощью проводок механизм списания основных средств. 18. При разборке ликвидируемого объекта извлечено определенное количество материальных ценностей. Как это учесть, какой проводкой? Тема: «Учет нематериальных активов» Цель занятия: усвоение порядка учета нематериальных активов организации Тип занятия: лабораторно-практическое занятие Литература: 1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 816 с.; 2. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 769 с. Структура занятия: 1. Организационный момент 5 мин. 2. Опрос по теме, проверка домашнего задания 65 мин. 3. Решение тестов 10 мин. 4. Подведение итогов, объявление оценок 5 мин. 5. Задание на дом 5 мин. Вопросы для контроля: 1. Раскройте понятие нематериального актива. 2. Считаются ли способности и квалификация работника нематериальным активом? 3. Определите особенности организационных расходов и деловой репутации организации. 4. Что вы можете сказать о сроках полезного использования нематериальных активов? 5. Напишите проводки по приему на учет безвозмездно полученного нематериального актива. 6. Какой проводкой можно отразить передачу нематериального актива по лицензионному договору? Дайте пояснения. 7. Какова особенность операций по передаче нематериальных активов, относящихся к категории исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы на ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем (а в налоговом учете также к ноу-хау)? 8. Какие расходы могут быть включены в расходы на приобретение и создание нематериальных активов? 9. Как документально оформляется движение нематериальных активов? 10. Как в учете отражается наличие и движение нематериальных активов? 11. Перечислите способы начисления амортизации нематериальных активов? Тема: «Учет финансовых вложений» Цель занятия: усвоение порядка учета финансовых вложений организации Тип занятия: лабораторно-практическое занятие Литература: 1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 816 с.; 2. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 769 с. Структура занятия: 1. Организационный момент 5 мин. 2. Опрос по теме, проверка домашнего задания 65 мин. 3. Решение тестов 10 мин. 4. Подведение итогов, объявление оценок 5 мин. 5. Задание на дом 5 мин. Вопросы для контроля: 1. Перечислите виды ценных бумаг. 2. Чем отличается акция от облигации? 3. Как определяется балансовая стоимость ценных бумаг? 4. Напишите проводки по учету поступления дивидендов по акциям и процентов по облигациям. 5. Как оформить в бухгалтерском учете ценных бумаг расходы на услуги депозитария? 6. Объясните понятие вклад в уставный капитал другого предприятия и напишите проводки. 7. Какие счета используется для учета совместной деятельности предприятий, и какими проводками можно отобразить прибыли и убытки ее участников? 8. На каких условиях коммерческое предприятие может предоставлять займы другим фирмам? 9. Перечислите методы оценки инвестиционных проектов. 10. Назовите компоненты, входящие в состав добавленной стоимости. 11. Дайте понятие налога на добавленную стоимость. 12. Если объект основного средства передается в уставный капитал другого предприятия, кто принимает к вычету сумму восстановленного НДС – предающая или принимающая сторона? 13. Опишите особенности учета капитального строительства. Дайте определение понятиям: инвестор, застройщик и подрядчик. 14. Кто из участников договора капитального строительства использует в бухгалтерском учете балансовый счет 07 «Оборудование для монтажа», а кто – забалансовый счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа»? 15. Определите, чем отличаются расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НТР) от затрат на нематериальные активы? Назовите счета, на которых они отражаются. 16. Укажите срок использования и способы погашения расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. 17. Если расходы на консультационные услуги при покупке ценных бумаг значительно ниже их стоимости, то куда можно списывать данные затраты? Тема: «Учет материально-производственных запасов» Цель занятия: усвоение порядка совершения операций по учету материально-производственных запасов Тип занятия: лабораторно-практическое занятие Литература: 1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 816 с.; 2. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 769 с. Структура занятия: 1. Организационный момент 5 мин. 2. Опрос по теме, проверка домашнего задания 65 мин. 3. Решение тестов 10 мин. 4. Подведение итогов, объявление оценок 5 мин. 5. Задание на дом 5 мин. Вопросы для контроля: 1. Определите понятие материально-производственных запасов. 2. Какие компоненты оно включает? 3. Какие предметы входят в состав материалов? 4. Назовите главные задачи по учету материалов. 5. Как провести оценку материалов при их постановке на учет? 6. В чем разница основных и вспомогательных материалов в производстве? 7. Какова роль комплектующих изделий? 8. Подотчетное лицо приобрело материалы в оптовом магазине. Назовите максимальную сумму, которую оно могло истратить на эту цель. 9. Какие две составляющие выделяет бухгалтер при оприходовании приобретенных материалов? Напишите проводки. 10. Что должен предпринять бухгалтер при обнаружении недопоставки материалов? 11. Поставщик перевел на расчетный счет предприятия денежные средства в качестве компенсации недопоставки материалов. Оформите бухгалтерскую проводку. 12. Какой проводкой следует отразить безвозмездно полученные материалы? 13. Материалы изготовлены собственным вспомогательным производством предприятия. Какой проводкой их следует принять на учет? 14. Назовите основные методы списания материалов в производство. 15. Материалы отпущены на изготовление продукции. Как оформить в учете факт передачи? 16. Назовите основные причины выбытия материалов. 17. Напишите проводку по формированию резерва под снижение стоимости материалов. 18. Раскройте понятие учетных цен. Какие преимущества дает их использование в учете? 19. Какие счета используются при ведении учета материалов по учетным ценам? 20. На предприятии в конце месяца определено положительное отклонение фактической стоимости использованных материалов от их учетных цен в размере 2 тыс. руб. При подведении итогов продаж продукции зафиксирована прибыль в сумме 7 тыс. руб. Какова фактическая прибыль? Напишите корректирующую проводку. 21. Что такое НДС по приобретенным материальным ценностям? Для чего его надо выделять? 22. Перечислите ставки НДС. 23. Какие виды тары вы знаете? 24. Чем отличается бухгалтерский учет невозвратной и возвратной тары? 25. Дайте определение инвентаризации. 26. Если при инвентаризации выявлены излишки материальных ценностей, как должен поступить бухгалтер? Напишите проводку. 27. При инвентаризации обнаружена недостача. Можно ли ее списать на убытки предприятия? 28. Со склада предприятия похищены материалы. Как оформить это факт в бухгалтерском учете? 29. Какими проводками восстанавливается и списывается НДС по материалам, использованным при производстве продукции, не облагаемой НДС? Тема: «Учет расчетов с персоналом по оплате труда» Цель занятия: усвоение порядка учета расчетов организации с персоналом по оплате труда Тип занятия: лабораторно-практическое занятие Литература: 1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 816 с.; 2. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 769 с. Структура занятия: 1. Организационный момент 5 мин. 2. Опрос по теме, проверка домашнего задания 65 мин. 3. Решение тестов 10 мин. 4. Подведение итогов, объявление оценок 5 мин. 5. Задание на дом 5 мин. Вопросы для контроля: 1. Дайте краткую характеристику финансовой системы государства в целом. 2. Для чего в рыночной экономике фонды социального страхования и обеспечения? Какой счет используется для учета расчетов с ними? 3. Что такое бюджет и внебюджетные фонды? 4. Какой проводкой можно отразить операцию перечисления денежных средств в социальные фонды? 5. Напишите проводки по начислению заработной платы работникам основного производства, а также руководителю предприятия и главному бухгалтеру. 6. Что входит в понятие фонда оплата труда? 7. Перечислите существующие формы оплаты труда. 8. Для чего нужно понятие среднего заработка (средней заработной платы)? 9. Назовите действующую в настоящее время цифру минимальной месячной оплаты труда. 10. Как определяется средняя заработная плата при расчете пособий по временной нетрудоспособности? 11. Как определяется средняя заработная плата при расчетах сумм отпускных выплат? 12. Каковы отличия понятий «удержания из заработной платы» и «отчисления от заработной платы»? 13. Какие типы вычетов из совокупного дохода работника вы знаете? 14. Назовите общую ставку налога на доходы физических лиц. Напишите проводку по его начислению. 15. Какие основные документы используются для начисления и выплаты заработной платы? 16. Какое значение имеет лицевой счет работника? 17. Что подразумевается под понятием депонент? Вспомните механизм депонирования не полученной в срок заработной платы и напишите соответствующую проводку. Тема: «Учет производства, выпуска и реализации готовой продукции» Цель занятия: усвоение порядка учета производства, выпуска и реализации готовой продукции Тип занятия: лабораторно-практическое занятие Литература: 1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 816 с.; 2. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 769 с. Структура занятия: 1. Организационный момент 5 мин. 2. Опрос по теме, проверка домашнего задания 65 мин. 3. Решение тестов 10 мин. 4. Подведение итогов, объявление оценок 5 мин. 5. Задание на дом 5 мин. Вопросы для контроля: 1. Дайте определение готовой продукции и перечислите требования, которым она должна удовлетворять. 2. Каковы преимущества реализации продукции по способу предоплаты (кассовый метод)? 3. Какие меры должен принять главный бухгалтер, если покупатель в договорные сроки не оплатил счет за поставленный товар (при способе реализации по отгрузке товара метод начисления)? 4. Напишите проводку по приемке готовой продукции на склад. 5. Назовите основные товаросопроводительные документы на реализуемую продукцию. 6. В чем состоит отличие следующих документов: накладная и счет? 7. Какое дополнительное требование предъявляется к счету-фактуре? 8. Чем отличается учет готовой продукции в строительных организациях? 9. В чем состоит специфика учета реализации продукции, калькулирование себестоимости которой осуществляется нормативным методом? 10. Что такое полуфабрикаты, на каком счете ведется их учет, как оформляется их реализация? 11. Дайте понятие франко-место. 12. Назовите наиболее распространенный метод передачи права собственности на товар в России. 13. Кто отвечает за пропажу или хищение отгруженной продукции? 14. Напишите проводки по реализации продукции по способу предоплаты (кассовый метод учета). 15. Напишите проводки по реализации продукции по способу отгрузки (учет методом начисления). 16. Перечислите особенности бухгалтерского учета оптовой и розничной торговли. 17. Назовите способы определения величины торговой наценки на покупные товары 18. Для чего необходимо сторнирование торговой наценки? 19. Малые торговые предприятия часто ведут приходно-расходный бухгалтерский учет. Приведите аргументы в пользу перехода на метод двойной записи и использования официального плана счетов бухгалтерского учета. Тема: «Учет собственного капитала» Цель занятия: усвоение порядка учета собственного капитала организации Тип занятия: лабораторно-практическое занятие Литература: 1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 816 с.; 2. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 769 с. Структура занятия: 1. Организационный момент 5 мин. 2. Опрос по теме, проверка домашнего задания 65 мин. 3. Решение тестов 10 мин. 4. Подведение итогов, объявление оценок 5 мин. 5. Задание на дом 5 мин. Вопросы для контроля: 1. Назначение и функции уставного капитала. 2. Перечислите формы уставного капитала. 3. Назовите различия в понятиях «собственный капитал» и «собственный фонд», которые были в бухгалтерском учете XVII века во Франции. 4. Какова нормативная нижняя граница уставного капитала и с чем связано ее установление? 5. Поясните понятие предприятия с ограниченной ответственностью с точки зрения уставного капитала. 6. Напишите проводки по формированию уставного капитала общества с ограниченной ответственностью и внесению вкладов участников. 7. Какова особенность вкладов в уставный капитал иностранных учредителей? 8. Учредитель организации в качестве своего вклада внес в уставный капитал право на аренду офисного помещения. Напишите проводки. 9. В чем смысл договора простого товарищества? 10. На каком бухгалтерском счете учитываются собственные акции, выкупленных у акционеров? В какой стороне баланса он размещается (активе или пассиве)? 11. Могут ли акционерные общества изменять свой уставный капитал путем выкупа собственных акций? 12. Какая связь между стоимостью собственных акций, выкупленных у акционеров, и величиной уставного капитала? 13. Потребительский кооператив получил убытки в текущем году. Что обязаны делать его члены в этом случае? 14. Образуют ли уставный капитал предприятия, осуществляющие совместную деятельность? 15. На каком счете учитывается формирование резервного капитала? В чем разница между бухгалтерским учетом оценочных резервов и резервного капитала? 16. Когда возникает добавочный капитал? 17. Напишите проводки появления добавочного капитала в момент формирования уставного капитала и при продаже акций по цене выше их номинальной стоимости. 18. Раскройте механизм определения размера нераспределенной прибыли и непокрытого убытка. 19. Составьте проводки по отражению нераспределенной прибыли, если предприятие получило в текущем году прибыль и от продаж, и от прочих операций. 20. На каком счете учитывается государственная помощь? Чем отличается учет государственной помощи в некоммерческих и коммерческих организациях? 21. Чем отличается учет государственной помощи, предназначенной для компенсации текущих и капитальных расходов некоммерческих организаций? 22. Как вы думаете, почему счет учета целевого финансирования помещен в раздел баланса «Капитал»? 23. Перечислите виды взносов в садоводческих объединениях граждан? Напишите проводки по их начислению и уплате. 24. Как списываются расходы по смете в садоводческих объединениях граждан и как определяется финансовый результат их хозяйствования? 25. Расшифруйте понятие учредители предприятия. 26. Напишите проводки по вкладам учредителей в уставный капитал предприятия. 27. Напишите проводки по начислению и выплате учредителям дивидендов. 28. Назовите ставки налога на доходы в виде дивидендов. 29. Какой счет применяется при учете внутрихозяйственных расчетов? | |
| |
Просмотров: 1589 | Загрузок: 23 | |
Всего комментариев: 0 | |