Взаимодействие Банка России с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями
01.02.2013, 14:50
Государственный университет Министерства финансов РФ
Калужский филиал

Взаимодействие Банка России с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

Реферат
Студентки гр. 3ВФ2
Волковой Елены

Калуга, 2012

Введение
По мере развития и усложнения валютно-финансовых отношений государства все чаще прибегают к созданию специализированных международных организаций. Одни из них осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции. То есть, каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (1930 году), в целях послевоенного восстановления экономики многих стран, для развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства. Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал (система «взвешенных голосов»).
В данной работе речь пойдет о международных финансовых институтах и о взаимодействии с ними Российской Федерации.
Важность и актуальность этой темы состоит в том, что после кризисных явлений последнего пятнадцатилетия Россия выходит на мировую арену, восстанавливает прерванные связи, в том числе и в области мировых финансов.
1. Международные валютно-кредитные организации
Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF), является центральным институтом среди всех междуна­родных финансовых организаций. Соглашение о создании фонда подписали 44 страны на Бреттонвудской валютной конференции в 1944 г. Сегодня количество стран - членов МВФ выросло до 185, охватив почти все мировое сообщество, за исключением некоторых малых государств. Капитал Фонда на начало 2005 года составлял 327 млрд долл. США.
Главной целью создания фонда является развитие международного валютного сотрудничества и консультационной деятельности в сфере международных финансово-кредитных отношений. Для достижения своих целей МВФ располагает процедурой обязательных консультаций, крупными финансовыми ресурсами и механизмом принятия решений и мер воздействия. Эти институты реализуются через систему органов управления Фондом: Совет управляющих и Исполнительный совет (или Директорат).
Каждая страна - член фонда может по­лучить в случае необходимости кредитную помощь, размеры которой зависят от ее квоты, рассчитанной по специальной формуле с учетом роли государства в мировой экономике. Кредиты МВФ выдаются как со счета общих ресурсов, так и из льготных источников.
Группа Всемирного банка - это многостороннее кредитное учреж­дение, состоящее из пяти тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН. В Группу Всемирного банка входят:
Международный банк реконструкции и развития (МБРР), создан в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым раз­вивающимся странам;
Международная ассоциация развития (MAP), основана в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях бед­нейшим развивающимся странам, МБРР и MAP принято называть Всемирным банком (163 государства);
Международная финансовая корпорация (МФК), создана в 1956 г. с целью содействия экономическому развитию развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору (175 государств);
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основано в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в раз­вивающихся странах путем страхования коммерческих рисков (158 государств);
Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization, WTO) представляет собой организационно-правовую систему совре­менной международной торговли. ВТО - преемница действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Начала свою деятельность 1 января 1995 г. Учредителями ВТО стали 104 стра­ны. Главная задача Всемирной торговой организации - либерализа­ция мировой торговли путем последовательного снижения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности ВТО исходит из того, что расширение междуна­родного обмена позволит рационально использовать мировые ресур­сы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.
Банк международных расчетов - БМР (Bank of International Settlements, BIS) - старейший международный финансовый инсти­тут, созданный в 1930 г. на основе Гаагского соглашения пяти государств. Банк ставит перед собой следующие цели:
• содействие сотрудничеству центральных банков
• создание условий для международных финансовых операций;
• выполнение роли посредника в международных валютно-финансовых расчетах.
Европейский банк реконструкции и развития - ЕБРР (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) создан 29 мая 1990 г. в целях содействия преобразованиям в СССР и странах Центральной и Восточной Европы. Деятельность ЕБРР направлена на решение двуединой задачи: со­действие переходу к демократии и рыночной экономике и поощре­ние предпринимательской деятельности в странах ЦВЕ и СНГ.
Парижский и Лондонский клубы кредиторов не являются официальными международ­ными организациями. Их членский состав нестабилен, они не имеют официального мандата. Каждый клуб специфичен как по сфере дея­тельности, так и по структуре управления.
Парижский клуб был создан в 1956 г. как неформальная органи­зация правительств стран-кредиторов для наблюдения за государст­венной задолженностью и проведения со странами-должниками многосторонних переговоров по проблемам реструктуризации госу­дарственных долгов. Периодические заседания Парижского клуба в 1970-х гг. сменились активной рабо­той в 1980-1990-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточ­ной Европы и России.
Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суве­ренными должниками и коммерческими кредиторами часто прохо­дят в Лондоне, клуб назван Лондонским. Он является неофициаль­ным органом, объединяющим коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны «третьего мира».
Парижский и Лондонский клубы кредиторов, хотя и являются неформальными организациями, в международных финансово-кредит­ных отношениях играют роль более значительную, чем некоторые ре­гиональные и международные финансовые институты.

2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах
Россия, как и другие бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы избрала для своего развития путь демократии и формирования рыночной экономики. Здесь начат переход от централизованной, административно-командной системы к экономике, основанной на рыночных принципах. Одновременно приходится решать возникшие политические, экономические, социальные и национальные проблемы. Россия также оказалась перед лицом массы сложных вопросов в социально-экономической области, без решения которых невозможен переход к хозяйству, основанному на рыночных принципах регулирования: формирование условий для появления полностью самостоятельных экономических субъектов, расширение законодательной базы хозяйственной деятельности, создание эффективно функционирующей банковской структуры, налоговой системы и системы ценообразования, достижение макроэкономической стабилизации, проведение структурных преобразований в экономике. Экономическое и политическое реформирование России требует как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возрастает значение сотрудничества с международными финансовыми институтами .
Существующая система международных финансовых организаций начала складываться во второй четверти прошлого столетия. СССР не стоял у се истоков: в 1930 году он не участвовал в учреждении первой крупной и сохранившей свое влияние до наших дней международной финансовой организации – Банка международных расчетов (БМР). Однако в 1944 году СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, результатом которой явилось учреждение МВФ и МБРР. Уставные документы последних резервировали место для их подписания от имени СССР, но сделано это по ряду причин не было.
Таким образом, СССР оказался вне многостороннего процесса строительства системы МФО. Отчасти СССР удовлетворил свои потребности в многостороннем решении финансовых проблем путем учреждения значительно позднее (в 1963 г. и 1970 г. соответственно) Международного банка экономического сотрудничества в 1963 году (МБЭС) и Международного инвестиционного банка в 1970 году (МИБ).
Значительное развитие системы международных финансовых институтов получила во второй половине XX века. Например, со временем одним из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР, образовавший группу Всемирного банка.
Кроме того, система пополнилась региональными банками развития, в частности, в 1959 году в США Межамериканским банком развития (МАБР) и в 1965 году в Филиппинах Азиатским банком развития (АБР). Но все это происходило без участия СССР.
В середине 80-х годов, под воздействием своих главных акционеров, увидевших готовность СССР пересмотреть прежнюю политику, МВФ и МБРР начат контакты с СССР. В 1985 – 1990 годах важные совместные встречи, приблизившие момент вступления СССР. В то время СССР в поисках заимствований, естественно, обратил свой взор на МВФ и МБРР. Осенью 1990 года советская делегация участвовала в качестве наблюдателя в их ежегодном собрании. А уже на саммите «Группы 7» в 1991 году в Лондоне было поддержано вступление СССР в МВФ и группу Всемирного банка. В это же время СССР подал официальные заявки о приеме в эти организации, однако вступление не состоялось – СССР распался. Лишь в учреждении одной из международных финансовых организаций совместно с десятками других стран СССР успел принять участие: Европейского банка реконструкции и развития (1990 г., Лондон, Великобритания).
Таким образом, Россия унаследовала от СССР богатый опыт наблюдения за работой международных финансовых институтов, скромный – их учреждения и участия в них: в МБЭС, МИБ и ЕБРР (из которых первые две оказались обременены большой и частично безнадежной дебиторской и значительной кредиторской задолженностью).
В середине 1992 года Россия оставила поставила свою подпись под учредительными документами МВФ и МБРР, став в 1992 – 1993 годах членом организации, входящих в группу Всемирного банка.
Россия стала членом системы международных финансовых институтов, когда те уже сложились. В 1993 году Россия инициировала создание еще одной международной финансовой организации – Межгосударственного банка (Москва, Россия), активно поддержала учреждение в 1994 году другого – Черноморского банка торговли и развития (Салоники, Греция). В 1996 году присоединилась к БМР. Официально было заявлено и о намерениях присоединиться к МАБР и АБР, что не было подкреплено конкретными действиями. Основные усилия были направлены на развитие отношений с бреттон-вудскими институтами.
На современном этапе своего функционирования международные финансовые институты столкнулись с развалом СССР и социалистического блока в целом, с беспрецедентным феноменом переходной экономики – проблемами, имеющими глобальный не только экономический, но и политический характер.
Сложные экономические и политические процессы, идущие в настоящее время в России требуют как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возникла потребность во взаимодействии с международными финансовыми институтами, с которыми Россия стала активно сотрудничать с начала 90-х годов.
Россия участвует в МБЭС, МИБ, ЕБРР, МВФ, МБРР, Международной ассоциации развития, MAP, и Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций, МАГИ, Международной финансовой корпорации, МФК; МГБ, ЧБТР и БМР.
Пока что для российских компаний остаются недоступными кредиты Азиатского банка развития (АБР) и самой оригинальной остается идея участия в Исламском банке развития (ИБР). Почти недоступными для России остаются также финансы Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) – это самый крупный из банков развития в мире.
Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные финансовые учреждения, т.е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т.д., разумеется, с учетом своих правил, практики и лимитов. Лишь МВФ и отчасти МБРР рассматривают экономическую ситуацию в России в целом, увязывая предоставление своих ресурсов с проводимой ею экономической политикой.
Цена привлекаемых Россией у международных финансовых институтов ресурсов, как правило, является ниже рыночной. Во всяком случае, они предоставляются на таких условиях (объемы, сроки), которые с иными источниками заимствований согласовать не представляется возможным.
Участие в международных финансовых организациях не является для стран-членов бесплатным: надо делать взносы в уставные капиталы, четко выполнять рекомендации, особенно если они увязываются с предоставлением ресурсов, гарантий, инвестиций или технического содействия.
Что касается наших взносов, то обязательства по ним весьма велики. Самые крупные среди них – перед МВФ (около 8 млрд. дол.) и МБРР (около 5,4 млрд. дол.), перед ЕБРР (около 0,8 млрд. дол.).
Между тем влиять на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно (если за основу брать доли в уставных капиталах). Так, ее доли составляют в ЕБРР – 4 %, МБРР – 2,99 %, МВФ – 2,79 %. Следует заметить, там, где Россия реально может влиять на политику международных финансовых институтов, она не заимствует и не может это делать по ряду причин (к примеру, МВЭС, МГБ). Напротив, там, где доли России миноритарны и, следовательно, она не может влиять на политику этих МФО, там ее заимствования весьма велики.
Большинство международных финансовых институтов, особенно ЕБРР, а также БМР предоставляли и продолжают оказывать России безвозмездное техническое содействие. Его масштабы и значение, очевидно, были особенно существенны в первые годы нашей постсоветской истории. ЕБРР активно использовал для этой цели не только собственные средства, по и пожертвования многих стран-доноров.
Будучи бенефициаром иностранных доноров Россия сама является международным донором, что проявляется в различных формах. При вступлении в MAP Россия обязалась предоставить ей более 130 млн. долларов.
Участвуя с некоторыми международными финансовыми организациями в техническом содействии странам СНГ, Россия берет па себя часть связанных с этим расходов.
Россия играет важную роль в реализации Инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC). Вклад нашей страны стал крупнейшим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП. По этому показателю Россия занимает первое место в мире. По абсолютным же величинам списания долгов слаборазвитым странам – третье место после Японии и Франции.
В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.
Каждое из направлений сотрудничества характеризуется соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты.
Построение взаимоотношений России с международными финансовыми организациями определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи международных финансовых институтов, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с международными финансовыми организациями. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры международных финансовых институтов, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

3. Сотрудничество Банка России с международными финансовыми организациями
Интеграция России в мировую экономику предполагает ее сотрудничество с международными финансовыми и экономическими организациями, международными банками, которые в современных условиях формирования единого экономического пространства призваны:
• объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики и предотвращения системных и мировых кризисов;
• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование, банковское обеспечение делового сотрудничества стран с целью развития мирохозяйственных связей;
• совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
• К основным сферам взаимодействия Банка России с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами относятся
• предоставление международных кредитов и займов;
• совместные межправительственные обсуждения в рамках семинаров, форумов, встреч управляющих центральными банками в целях выработки эффективных рекомендаций в области денежно-кредитной, финансовой, валютной политики;
• сбор и распространение информации, относящейся прежде всего к денежно-кредитной и финансовой сферам;
• подготовка и издание статистических работ, проведение научных исследований по актуальны экономическим проблемам, в первую очередь валютно-кредитными и финансовым.

Международное сотрудничество по линии Банка России осуществляется с международными финансовыми организациями и международными банками, международными экономическими организациями, в т.ч. с межгосударственными группами и объединениями, международными экономическими форумами.
Кроме того, Банк России ведет активную работу по линии таких международных экономических организаций, как «Группа восьми», «Группа двадцати», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» и другие, а также непосредственно взаимодействует с центральными банками иностранных государств.

Заключение
Международные организации прошлого стали прообразами современных международных организаций, которых в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях. В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международные финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.
Возникновение международных финансовых институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Целями деятельности всех без исключения международных финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне.
Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.
К международным финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.
Россия является полноправным членом практически всех международных и межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовые институты играют важную роль в развитии экономики России. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.
Россия накопила значительный опыт работы с ведущими международными финансовыми организациями, осуществлявшими поддержку социально-экономических реформ в Российской Федерации – Международным валютным фондом (МВФ), Группой Всемирного банка (ВБ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
В последние годы наметилась тенденция к изменению характера взаимодействия с этими организациями. Россия, являющаяся крупным акционером в Международном валютном Фонде, Всемирном банке, Европейском банке реконструкции и развития и имеющая своих директоров в представительствах, стремится всё больше выполнять роль акционера и всё меньше роль заёмщика.

Список использованной литературы
1. Бабурина, О.Н. Финансовые институты управления новым мировым порядком / О.Н. Бабурина // Финансы и кредит. – 2008. – № 23. – с. 63-70.
2. Котёлкин, С.В. Международная финансовая система: Учебник / С.В. Котёлкин. – М.: Экономистъ, 2004. – 541 с.
3. Международные финансовые и кредитные отношения [Эл. ресурс]. – Интернет-ресурс: http://rudiplom.ru/lecture/mezhdunarodnye-finansovye-i-kreditnye-otnosheniya/
4. Международные финансовые институты и Россия // Вопросы экономики. – 2002. № 3. – с. 65-98.
5. Шапран, В.С. Международные финансово-кредитные организации / В.С. Шапран // Банковское дело. – 2009. – № 9. – с. 58-61.
Категория: Экономический анализ | Добавил: elena-volkova86
Просмотров: 6830 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
omForm">
avatar