Тест с ответами по культурологии
[ Скачать с сервера (79.2 Kb) ]04.02.2014, 17:18
Артефакт? Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, т.е. искусственно созданными
Ассимиляция? Ассимиляция заключается в полном или частичном поглощении культуры одного, обычно менее цивилизованного и более «слабого» народа другой иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя. Этническая ассимиляция – глубинный процесс, связанный с изменением ощущения этнической принадлежности. Естественно, чем многочисленнее тот или иной народ и чем богаче его культура, тем труднее он поддается внешнему воздействию. В этом случае может произойти не поглощение одного народа другим, а их смешение в некоем синтезе, образующем оригинальную, уже «гибридную» культуру.
Атеизм? Атеизм – это мировоззренческая позиция, совокупность взглядов, характеризующихся непринятием религиозных представлений о мире. Эти идеи находили и находят выражение в искусстве, художественной литературе, народном творчестве, научных, этических, философских и других сочинениях. Теоретический атеизм содержит концептуальное обоснование критики, а стихийный существует в широких временных рамках и присущ большим массам населения.
Базовые символы мифологического кода? Тотемноанимистический, стихий, мироздания
Будущее России? Анализ новой и новейшей истории России показывает, что поиском гармоничного «третьего пути» передовая общественность страны вольно или невольно занималась с середины XIX в. Скорее всего, наиболее дееспособной будет «конвергентная» модель. Ее основные черты были сформулированы в трудах «евразийцев».. Эта концепция может быть сведена к следующему: Россия по своему географическому положению и исторической роли вынуждена играть роль буфера и моста между Европой и Азией. Подвергаясь влиянию обеих сторон, россияне ассимилируют определенные их черты. В результате мы – не Восток и не Запад, но и Восток, и Запад. В ментальных слоях россиян смешаны казалось бы противоположности: патриотизм и интернационализм, стремление к воле и «сильной руке», трудолюбие и медлительность, коллективные и личные интересы, сочетание прагматизма с отвлеченной мечтательностью и т.п., – это и есть наш «алгоритм выживания», который помогает выстоять в труднейших природно-климатических условиях. Результаты современных социологических исследований свидетельствуют о сохранности такой природы российской ментальности. При этом оптимальным, по мнению большинства исследователей, является такое соотношение между противоположными духовными чертами, когда две трети принадлежат коллективизму, взаимопомощи, высоким идеалам, патриотизму, а одна треть – личным интересам, конкуренции, материальным ценностям, долгу интернационализма. Изложенные материалы позволяют выдвинуть тезис, что особенности политического режима должны соответствовать представлениям людей о достойной власти, организующей оптимальный уровень качества жизни в соответствии с ментальными предрасположенностями основной массы граждан. Можно предположить, что для народов европейской части бывшего СССР оптимальным представлялось развитие социализма в социальное государство. Поэтому в период грядущих глобальных перемен, по нашему мнению, будет оптимальным не «догоняющая модель модернизации» России, а движение с Западом, также как и с развивающимся Вос
В чем заключалось радикальное изменение взглядов человечества на свое происхождение (рубеж XIX–XX вв.) Только на рубеже XIX–XX вв. была создана новая система мышления в сфере познания, положившая начало радикальным изменениям взглядов человечества на свое происхождение. Работы Ч. Дарвина (1809–1882) послужили отправной точкой для выработки этих идей. С 30-х гг. XIX в. Дарвин предпринимает попытки раскрыть тайну происхождения человека. Потребовались десятилетия кропотливой работы в области эмбриологии, сравнительной морфологии, палеонтологии, прежде чем ученому удалось доказать родство человека и животных и сделать вывод о происхождении человека от ископаемых человекообразных обезьян.
Вера? Человеку имманентно свойственно верить. Когда мы принимаем что-то без доказательств, убеждены сами и готовы убедить в этом других – это вера. Она часть нашего «Я», связанная с родовыми качествами человека, как открытой системы. Вместе с другими убеждениями вера живет в нас, позволяя иметь оптимистический прогноз упирающийся в вечность
Выберете правильное описание культуры и быта позднепервобытной общины Эта община существовала в основном в период неолита, ознаменовавшегося огромным культурным прогрессом, которому суждено было привести в конечном результате к господству человека на Земле. Этот период характеризуется производящим хозяйством у племен, разделившихся на скотоводов и земледельцев, ведших, соответственно, кочевую, полукочевую и оседлую жизнь. Наличие производящего хозяйства достигалось определенными технологическими приемами: приручением животных, началом селекции растений. Накопив зерно, спасали себя от голода. Уход за посевами способствовал стремлению к оседлому образу жизни в поселениях, где имелись мастера, которые занимались изготовлением и обменом таких предметов, как полированные каменные орудия и гончарные изделия. Широкое распространение получили средства передвижения: лодки-долбленки, волокуши, на севере – сани и лыжи. Распространялись орудия для расчистки полей, подготовки почвы к посевам, сбора урожая, складирования запасов зерна и выпечки хлеба. Хижины сменились землянками, а затем прочными наземными домами, обогреваемыми печами. Появилась мебель: столы, скамьи, простые стулья. Одежда отличалась в разных климатических условиях: в южных широтах – набедренные повязки, в северных – одежда из растительного волокна, шерсти, меха. Занятия членов общины стали разнообразнее, появилась специализация. С увеличением добываемого продукта и появилось осознание личной и чужой собственности, кражи карались. Производящее хозяйство укрепляло семью, в которой появлялось собственное имущество. Парные браки по-прежнему были легко расторжимы
Выберете правильное описание неандертальцев и их культуры Палеоантропы обитали в период от 350 до 35 тыс. лет назад. Он уже мало отличался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок, и сильно развитую мускулатуру. Мозг его был больше нашего. Физические данные и передовые технические приемы этих людей сделали некоторых из них, возможно, первыми гоминидами, способными выносить тяготы зимы в условиях холодного климата среднего палеолита. Эти люди обладали более живым умом, были способны к абстрактному мышлению. Их жизнь регламентировалась обрядами (захоронения), появились зачатки искусства и религиозных представлений (культ медведя). Они стали заселять прежде безлюдные области юга Европы, Азии, Африки. Носили одежду из шкур и умели строить простые жилища. Несмотря на все это, около 30 тыс. лет назад эта группа, очевидно, вымерла
Выберите верное описание организации власти позднепервобытной общины.
Выберите правильное описание жизни наших предков в условиях праобщины
Где и когда впервые широко распространилось земледелие? Около 10 тыс. лет назад внутри и поблизости от так называемого «Плодородного полумесяца», который охватывает Египет, Юго-Западную Азию и побережье Персидского залива
Глобальны проблемы современности: демографическая проблема. Современные демографические изменения поддерживают социальный, экономический и экологический кризис, ведут к снижению производства продовольствия на душу населения, соответствующего размера пахотных земель, побуждая к дальнейшему сведению лесов и, как следствие, ухудшению качества жизни и здоровья. Обычно подчеркивают угрозу «перенаселенности». Есть и другая точка зрения. Как считает значительная часть экспертов, в середине XXI в. начнется процесс убыли мирового населения в целом, но с разной скоростью вымирания отдельных наций. Экономика, ориентированная на прибыль, разрушив семейное производство, оказывается бессильной с точки зрения постоянного обеспечения по крайней мере простого воспроизводства населения. Нельзя забывать, что человечество, как бы оно ни кичилось своим «разумом», на деле всего лишь одна из популяций земной фауны, а смысл существования каждой популяции – в воспроизводстве поколений. Естественно, нас интересует демографическая ситуация современной России. В начале 1992 г. в нашей стране стартовала депопуляция. В конце XX в. в России сложился уникальный режим воспроизводства населения: европейская рождаемость и афро-азиатская смертность. России может оказаться уже к середине настоящего столетия по численности меньше 100 млн. чел. Сокращение населения любой страны на треть за 2–3 десятилетия неизбежно становится фактором разрушения целостности государства. Таким образом, создается исторический прецедент, когда великий народ в мирное время, без внешнего воздействия может исчезнуть только потому, что воспроизводство населения «сузилось» до уровня, не гарантирующего его выживание. В нашей стране духовно-нравственная атмосфера пока лучше, чем в Западной Европе. Безусловно, у России остается шанс, преодолев духовно-нравственный кризис, остановить и депопуляцию. Причем, это возможно даже при экономическом кризисе
Глобальны проблемы современности: ресурсный кризис. Деятельностью человеческого общества в первую очередь коснулось состояния почвенного покрова планеты. Основные из них: ускорение процесса деградации почв – увеличение уровня химического загрязнения, радиационные загрязнения, подтопление и вторичное засоление, накопление вредных и опасных веществ за счет широкого использования удобрений и ядохимикатов – осушение водно-болотных угодий, изменение гидрологического режима рек, загрязнение природных сред, рост масштабов жилищного и промышленного строительства и др. Промышленное производство невозможно без использования минерального сырья, причем потребность в нем увеличивается соразмерно темпам научно-технического прогресса. В связи с этим проблема обеспечения промышленности минеральными ресурсами становится все острее, т.к. человечество берет из недр Земли во много раз больше, чем использует. Топливно-энергетический баланс складывается в основном из энергоносителей, загрязняющих экосистему планеты. В сумме на них приходится подавляющая часть использования энергоресурсов – 95,2%. Истощение водных источников планеты обусловливается, прежде всего, косвенными воздействиями на них. Загрязняя атмосферу, человечество постепенно снижает содержание в ней кислорода, без которого невозможна не только сама жизнь, но и от уровня которого зависит концентрация озона. Воздействие указанных факторов на человека приводит к мутационным изменениям, снижающим жизнеспособность организма, нарушениям контрольных функций гормональной и иммунной систем, на фоне которого возрастает риск злокачественных образований, вирусных заболеваний и т.п.
Дайте идеологическое определение культуры. В таких определениях культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов и подражаний
Дайте историческое определение культуры. Эти определения, подчеркивают роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения. В которые входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению: орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования. Таким образом, здесь культура характеризует общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»
Дайте классификацию культур по методологическому принципу, в соответствии с которым тип культуры определяется присущим ей формами и способами познания.
Дайте классификацию современных культурных учреждений? Социальные институты осуществляющие духовное производство; институты распространения культуры; учреждения, организующие и планирующие культурную деятельность, осуществляющие управление культурным процессом
Дайте краткое определение религии. Религия предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент – различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Стержнем, основой любой религии является вера в Бога, бессмертие души, потусторонний мир.
Дайте краткую характеристику культурного кода письменной культуры Новый культурный код имеет иную форму своего выражения – письменную, содержание которой заключено в Священных Книгах. В них собраны не только законы и правила, предписывающие людям, как вести себя в отношении к миру и к своему Богу или Богам, но и сообщаются и осмысливаются события прошлого каждого народа. В письменном тексте место магии действия (ритуал) занимает магия слов. Всем доступны записанные в Священных книгах слова В тексте соединяются традиция мифа и вера в сказанное, произнесенное, переданное всем и каждому Слово. Так, новый код письменной культуры включает элементы культурного прошлого
Дайте краткую характеристику общины в общем виде. Это сообщество представляло собой объединение родственников, точнее, их малых семей, состоящих из отца, матери, детей. Его численность не могла быть очень большой и превышать 25–30 человек. Сильно разрастаться не позволяли ограниченное количество продуктов питания и простота общественной организации, не предполагающей особых органов управления. В этот период сосуществовали два типа родов: материнский и отцовский. И отношения полов внутри одного рода категорически запрещались. Дети рождались от представителей разных родов и наследовали равные права по материнской линии и по отцовской. Существовало равноправие полов. Затем постепенно власть стали захватывать сильнейшие, т.е. мужчины. Но женщины занимали особое положение в мировоззрении рода. В своем развитии прошла две стадии: раннюю и позднюю.
Дайте краткую характеристику современного культурного кода.
Дайте краткую характеристику теории культур-цивилизаций С. Хантингтона. В теории культур-цивилизаций С. Хантингтона проводится идея, что культурные особенности более значимы, нежели политические и идеологические разногласия. Фундаментальной проблемой современной эпохи, по мнению Хантингтона, является противостояние «современного» и «традиционного». Он полагает, что содержание современной эпохи состоит в столкновении культур-цивилизаций. При этом С. Хантингтон пессимистически оценивает перспективу исторического развития и полагает, что линии разломов между цивилизациями есть линии будущих фронтов.
Дайте краткую характеристику человека умелого. Палеоантропы обитали в период от 350 до 35 тыс. лет назад. Он уже мало отличался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок, и сильно развитую мускулатуру. Мозг его был больше нашего. Физические данные и передовые технические приемы этих людей сделали некоторых из них, возможно, первыми гоминидами, способными выносить тяготы зимы в условиях холодного климата среднего палеолита. Эти люди обладали более живым умом, были способны к абстрактному мышлению. Их жизнь регламентировалась обрядами (захоронения), появились зачатки искусства и религиозных представлений (культ медведя). Они стали заселять прежде безлюдные области юга Европы, Азии, Африки. Носили одежду из шкур и умели строить простые жилища. Несмотря на все это, около 30 тыс. лет назад эта группа, очевидно, вымерла
Дайте нормативное определение культуры. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением. Культура здесь понимается как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого (или различные части общества – социально-статусные или профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность.
Дайте общую характеристику мировой культуры? Для нее характерны такие общие черты, как внебиологичность, выступающая в качестве основы культуры; технологичность, т.е. наличие механизмов приспособительно-преобразовательного отношения человека к среде; продуктивность, т.е. творчески порождающий характер бытия в мире; стереотипичность – способность к воспроизведению. При таком рассмотрении мировая культура как целое является способом деятельности, технологией человечества, порожденной социумом, характеризуемой в своем бытии единством приспособительно-преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов». Как бы ни были многообразны формы культуры, в них наглядно обнаруживаются черты единства. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного пространства человечества признавалась всеми прогрессивными мыслителями. Многообразные формы культуры, как бы разительно ни были они не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Культура не только технологична, но и целостна, связана с постановкой и реализацией человеческих целей, культура – способ освоения достижений в национальных рамках, – выражает отношение к обществу и к миру в целом.
Дайте описательное определение культуры. Описательные определения. Суть таких определений: культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками. Таким образом, описательные определения включают часть культуры и описывают особую сферу и форму деятельности, связанную с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д.
Дайте определение культуры на базе теорий обучения Определения на базе теорий обучения: культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства. Таким образом, культура здесь рассматривается как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации
Дайте определение основного принципа автоматизации? Машина с обратной связью использует свои собственные выходные параметры для регулирования входных.
Дайте определение системы. Системой называют то, что обладает способностью к самоорганизации и самообеспечению, т.е. к сопротивлению окружающей среде: то, что функционирует как единое целое, благодаря взаимодействию своих составляющих.
Дайте определение типа культуры. Это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от других
Дайте психологическое определение культуры. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления
Дайте символическое определение культуры. Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Дайте структурное определение культуры. Структурные определения, выделяющие значимость моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.
Дайте характеристику аксиологической функции культуры? Оценочная функция культуры выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: «Что есть благо?». На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их «полезности» или «вредности» для выживания грядущих поколений. В ходе практической деятельности происходит естественный отбор ценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой культуры. У разных народов на разных этапах развития понятия о «добре» и «зле» и выработанные системы ценностей различны, однако все они имеют и некое общечеловеческое «ядро», которое постепенно расширяется
Дайте характеристику гносеологической функции культуры? находит свое выражение прежде всего в науке, в научном поиске. Наиболее ярко это проявилось в современной научно-технической революции. Во всяком человеческом обществе создаются сложные многоуровневые системы, специально предназначенные для выработки общих и конкретных знаний, представлений о мире и самом человеке, а также ориентации и целей не только повседневного поведения, но и рассчитанных на отдаленные перспективы. Еще на заре истории в рамках мифологии и магии общество вырабатывало некоторые механизмы упорядочивания знаний, представлений и целей, значительную степень вариативности, которая помогала человеку адаптироваться к окружающей обстановке. Более развитую систему выработки общих и конкретных знаний и ориентации создает религия, содержащая обширный комплекс объяснений, норм и мотиваций, отвечающих огромному объему вариативности человеческой жизнедеятельности. Но хорошо известно, что содержащийся в религиозных системах комплекс знаний и ценностей слишком обременен необходимостью поддержания постоянства поведения и единства общества, что и сковывает его реформаторские потенции. Поэтому уже на ранних этапах, наряду с религией, выработку новых знаний и ориентации берет на себя светская культура в ее разнообразных проявлениях: искусство и литература, философия и наука. С одной стороны, в этих формах духовного производства имеется свое наследие, устоявшиеся результаты, признанные знания и ценности. Вместе с тем их важнейшей характеристикой светской культуры стала устремленность на новаторство, открытие новых горизонтов в познании, типов ориентации и способов жизнеустройства
Дайте характеристику информативной функции культуры? Эта функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами. Культура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, математических символах, формулах науки, своеобразных языках искусства, которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом смысле культура – память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт
Дайте характеристику коммуникативной функции культуры? Коммуникативная функция культуры неразрывно связана с информативной, подобно семиотике, неотделимой от информатики. Носителями коммуникативной функции выступают главным образом словесный язык, специфические «языки» искусства (музыки, театра, живописи, кино и т.п.), а также язык науки с ее математическими, физическими, химическими и другими символами и формулами. Функции коммуникации настолько же разнообразны, насколько различна жизнь общества. Конечно, исходная функция коммуникации – взаимопонимание между участниками общего дела. Но так как масштабы каждого дела конкретны и ограничены, то между различными группами возникают противоречия и распри, в результате чего коммуникация становится негативной, выражением взаимного неприятия и отталкивания.
Категория: Разное | Добавил: iskra
Просмотров: 1797 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
omForm">
avatar