Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Предметы » Бухгалтерский учет » Словарь бухгалтерских терминов
Словарь бухгалтерских терминов
freegrantДата: Понедельник, 01.08.2011, 22:15 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 454
Репутация: 0
Статус: Offline
Словарь бухгалтерских терминов

А
АВАНС – денежная сумма или другая имущественная ценность, выдаваемая или перечисляемая в счет предстоящих платежей за выполненные работы, передачу имущества, оказанные услуги и др.

АВИЗО – банковское письмо, уведомляющее получателя о посылке векселя, товара, о переводе денег.

АЖУР: 1) состояние бухгалтерского учета, когда все счетные записи делаются в день совершения хозяйственных операций; в более широком смысле – когда учетно-вычислительные записи выполняются в установленные сроки; 2) соответствие данных синтетического и аналитического учета, складского и бухгалтерского учета, остатков и оборотов по счетам синтетического учета, выведенных в Главной книге, балансовым остаткам.

АКТ: 1) официальный документ, имеющий юридическую силу; 2) протокол, фиксирующий определенный факт, например, акт ревизии.

АКТИВ – одна из двух частей бухгалтерского баланса, отражающая имущество организации по составу и размещению.

АКЦЕПТ: 1) согласие на предложение вступить в договор; 2) принятие документа к платежу путем подписи на векселе, счете.

АКЦИИ – ценные бумаги, выпускаемые акционерным обществом, обладателям которых предоставляются все имущественные и личные права, связанные с обладанием акцией: право на получение дивидендов, в зависимости от размера прибыли организации; право на участие в управлении организацией путем голосования на собраниях; право на получение части имущества после ликвидации организации.

АЛЕБА – отказ от акцепта.

АЛИМЕНТЫ – средства на содержание, которые обязаны предоставлять одни лица другим.

АМАНКО – недостаток, недочет.

АМОРТИЗАЦИЯ: 1) перенесение стоимости постепенно снашивающихся основных фондов на стоимость вырабатываемой продукции; 2) целевое накопление денежных средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов.

АНАЛИЗ – метод исследования путем разложения предметов и явлений на составные части.

АННУЛИРОВАТЬ – упразднять, отменять, объявлять недействительным.

АРЕНДА – имущественный наем на определенный срок, главным образом недвижимости (помещений, земли и т. д.), за определенную плату с правом пользования и извлечения доходов.

АРЕНДАТОР – лицо, взявшее что-либо в аренду, за что вносит арендную плату.

АРЕНДОДАТЕЛЬ – собственник имущества, сдающий его в аренду.

АРХИВ БУХГАЛТЕРСКИЙ – бухгалтерские документы, учетные регистры и материалы отчетности, хранящиеся на предприятии в течение установленного срока.

АУДИТ – независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

АФФИРМАЦИЯ – утверждение, удостоверение прав; подтверждение, заверение счетов, документов.

Б
БАЛАНС – состояние имущества организации и источников его образования на определенную дату в денежном выражении.

БЛАНК – лист бумаги с печатным заголовком организации, предназначенный для составления документа по определенной форме.

БРАК – товар, по своим качествам не отвечающий требуемым условиям.

БРЕЙК – денежная несбалансированность (дебет не равен кредиту).

БУХГАЛТЕР – специалист по организации и ведению бухгалтерского учета.

БУХГАЛТЕРИЯ: 1) учетный аппарат, который организует и ведет бухгалтерский учет; 2) ведение бухгалтерского учета.

БУХГАЛТЕРСКИЙ ДОКУМЕНТ – письменная регистрация хозяйственной операции.

БУХГАЛТЕРСКИЙ СЧЕТ – способ группировки, систематизации и регистрации информации о состоянии имущества, обязательств организации и хозяйственных процессов.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В
ВАЛЮТА – денежная система, принятая в данной стране и денежная единица данной страны.

ВЕДЕНИЕ РЕГИСТРА – поддержание данных о субъектах регистра в достоверном состоянии.

ВЕДЕНИЕ СЧЕТОВ – работа со счетами от их оформления и до получения конечного результата (учета).

ВЕДОМОСТЬ – учетный регистр; список какой-либо учетной информации.

ВЕКСЕЛЬ – возникшее долговое обязательство об уплате определенному лицу или предъявителю векселя определенной суммы в определенный срок.

ВЫВЕРКА – тщательная проверка.

ВЫРУЧКА – деньги, полученные от продажи продукции и товаров или в качестве прибыли, дохода.

ВЫСТАВЛЕНИЕ СЧЕТА – предъявление к оплате счета за выполненную работу, оказанные услуги, купленные товары.

Г
ГАРАНТ – государство, организация, лицо, предоставляющие определенные гарантии.

ГЛАВНАЯ КНИГА – учетный регистр синтетического учета, открываемый на год.

ГРОССБУХ – Главная книга в бухгалтерии.

Д
ДАРЕНИЕ – договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает определенное имущество в собственность другой стороне.

ДАТА – точное обозначение числа, месяца и года, когда составлен документ, бумага или совершена сделка.

ДАТИРОВАТЬ – проставлять на чем-либо месяц, число.

ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ – метод бухгалтерского учета, при котором каждая хозяйственная операция отражается дважды: в дебете одного счета и в кредите другого счета в одной и той же сумме.

ДЕБЕТ – левая часть счета бухгалтерского учета.

ДЕБИТОР – организации и лица, за которыми числится задолженность.

ДЕНЕЖНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ – один из измерителей в бухгалтерском учете, при помощи которого разнообразные хозяйственные явления обобщаются в единой денежной оценке.

ДЕПОНИРОВАТЬ – отдавать на хранение; делать взнос, вклад.

ДИВИДЕНД – часть прибыли, полученной акционерным обществом, которая должна быть распределена среди акционеров.

ДОКУМЕНТ: 1) материальный носитель информации, предназначенный для ее обработки и передачи во времени и пространстве; 2) деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.

ДОКУМЕНТАЦИЯ: 1) способ первичного отражения (регистрация) хозяйственных операций в специальных документах учета, являющихся основанием для бухгалтерских записей; 2) совокупность документов.

ДОКУМЕНТООБОРОТ – путь, который проходят документы от момента выписки до сдачи на хранение в архив.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ КРЕДИТЫ И ЗАЙМЫ – кредиты и займы, выдаваемые на срок более 1 года.

ДОПУЩЕНИЕ: 1) предположение; 2) общепринятые основополагающие принципы, применение которых предполагается при ведении бухгалтерского учета.

Ж
ЖУРНАЛ БУХГАЛТЕРСКИЙ – запись в хронологическом порядке всех хозяйственных операций.

ЖУРНАЛ-ОРДЕР – учетный регистр хронологической регистрации синтетического и в ряде случаев аналитического учета, применяемый при журнально-ордерной форме учета.

З
ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА – счета, на которых учитываются ценности, не принадлежащие данной организации по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, но временно у нее находящиеся, а также условные права и обязательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЧЕТОВ – заключительные записи на счетах после завершения годового цикла бухгалтерского учета.

ЗАКРЫТИЕ СЧЕТОВ – записи на счетах бухгалтерского учета, после чего они не имеют сальдо.

ЗАПИСЬ БУХГАЛТЕРСКАЯ – форма регистрации хозяйственных операций в бухгалтерском учете; различают хронологическую запись и систематическую запись.

И
ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ – документ, в котором отражаются данные по проведению инвентаризации.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – точная и подробная опись имущества и обязательств. Сличение фактических остатков с учетными данными путем перевешивания, перемеривания, пересчета.

ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА – учетный регистр, предназначенный для учета каждого отдельного объекта основных средств.

ИНДЕКС-ДЕФЛЯТОР – индекс цен, применяемый для пересчета какого-либо из стоимостных показателей, выраженных в текущих (действующих) ценах, в базисные цены, т. е. цены года, принятого в качестве базисного.

К
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ – исчисление себестоимости единицы продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

КАЛЬКУЛЯТОР – счетный работник, составляющий калькуляцию.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ – исчисление всех элементов себестоимости продукции, товара, выполненных работ и услуг.

КАПИТАЛ – вложения собственников и прибыль, накопленная за время деятельности организации.

КАРТОЧКА – вид учетных регистров, которые представляют собой отдельные листы (обычно ведут аналитический учет).

КАССОВАЯ КНИГА – учетный регистр для ведения кассовых операций в течение года.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА: 1) распределять предметы, явления, понятия по классам; 2) группировка счетов бухгалтерского учета по определенным признакам.

КНИГИ БУХГАЛТЕРСКИЕ – сброшюрованные свободные листы определенного формата и графления.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ: 1) соединять, сочетать; 2) документы, содержащие в себе ряд признаков других документов. Например, приходный кассовый ордер – комбинированный документ, поскольку является распорядительным и исполнительным документом бухгалтерского оформления.

КОНТИРОВКА – обозначение в бухгалтерском учете номеров дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы в расчетных документах, составляемых ответственными исполнителями (тождественно понятию «бухгалтерская
проводка»).

КОНТРСЧЕТ – счет, чей остаток вычитается из соответствующего основного счета в финансовых отчетах.

КОРРЕКТУРА – исправление ошибок в документах, учетных регистрах.

КРЕДИТ: 1) в бухгалтерском учете правая сторона счета; 2) предоставление в долг товаров или денег.

Л
ЛИЗИНГ – долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, при которых арендатор постепенно погашает задолженность по мере использования имущества.

ЛИКВИДНОСТЬ – способность элементов основного или оборотного капитала организации быстро и легко реализоваться без потери их стоимости.

ЛИМИТ – предел, ограничение, грань. Например, лимит кассы, т. е. предельная сумма, которая может находиться в кассе организации.

М
МЕМОРИАЛ: 1) записки, дневник; 2) бухгалтерская книга для ежедневных записей торговых операций.

МЕТОД – прием, способ или образ действия.

Н
НАБЛЮДЕНИЕ: 1) изучение, исследование; 2) надзор за чем-либо.

НАЛОГ – обязательный платеж в бюджет.

НАТУРАЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛИ – предназначены для отражения в учете хозяйственных средств и процессов счетом, мерой, весом.

НЕДОСТАЧА ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ – выявленная путем проведения инвентаризации разница между учетными данными и фактическими данными.

НЕЛИКВИДЫ: 1) не пользующийся спросом товар; 2) трудно реализуемые изделия.

НОМЕНКЛАТУРА – систематизированный перечень.

НОУ-ХАУ – новейшие достижения, технологии производственного опыта, практического умения, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности организации.

О
ОБОРОТ В УЧЕТЕ – итог операций по счету за определенный период времени.

ОБОРОТНЫЕ ВЕДОМОСТИ – обобщение данных по счетам бухгалтерского учета.

ОБРАБОТКА ДОКУМЕНТОВ – подготовка документов для записи в соответствующие учетные регистры.

ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА – элементы хозяйственных средств и источников их образования, имеющие денежную оценку и отражаемые на счетах бухгалтерского учета.

ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ – один из видов хозяйственного учета. Его отличительная особенность – быстрота обеспечения данных; не всегда отражается в документах, может передаваться по телефону, факсу и т. д.

ОСТАТОК СЧЕТА – разница между суммами, записанными на двух сторонах счета; может быть дебетовым или кредитовым.

ОТЧЕТНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКАЯ – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

ОЦЕНКА – процедура определения цены, ценности.

П
ПАССИВ – правая часть баланса, отражающая хозяйственные средства по источникам их образования.

ПАССИВНЫЕ СЧЕТА – синтетические счета, на которых отражаются хозяйственные средства по источникам их образования.

ПЕРЕОЦЕНКА – изменение оценки, новая оценка стоимости имущества, изменение нарицательной стоимости вкладов в связи с материальным и моральным износом, инфляцией, подвижностью цен.

ПЕРМУТАЦИЯ – движение ценностей, не меняющее итог баланса.

ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, предусматривающий их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учета.

ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКИЕ – соглашения, правила, процедуры, определяющие принятую бухгалтерскую практику и стандарты финансового учета на данный момент времени.

ПРИХОД – поступление сумм, товаров.

ПРОВОДКА БУХГАЛТЕРСКАЯ – оформление корреспонденцией счетов конкретной хозяйственной операции.

Р
РАЗВЕРНУТОЕ САЛЬДО – сальдо в активно-пассивных счетах, может быть и дебетовое и кредитовое, например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ – затраты, произведенные организациями в отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в последующие месяцы.

РЕГИСТР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА – документ, предназначенный для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского
учета и в бухгалтерской отчетности.

РЕГУЛИРУЮЩИЕ СЧЕТА – счета, корректирующие основные счета. Например, счет 02 «Амортизация основных средств», счет 05 «Амортизация нематериальных активов», счет 42 «Торговая наценка».

РЕЕСТР: 1) перечень, список, опись; 2) книга для записи дел, документов, имущества и т. д.

РЕЗЕРВЫ – виды пассивов, характеризующих будущие расходы.

РЕКВИЗИТЫ – обязательные сведения, установленные законом или ведомственными положениями, которые должны содержаться в документе для признания его действительным.

РЕФОРМАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА – обнуление в конце или начале отчетного периода счета «Прибыли и убытки».

С
САЛЬДО – разность между итогами записей по дебету и кредиту счетов.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ – уравновешенность, сведение расходов к доходам, равенство активов и пассивов, дебета и кредита счета.

СВОД – сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке сведения.

СЕБЕСТОИМОСТЬ – денежное выражение текущих затрат на произ-
водство и реализацию продукции, часть стоимости.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ СЧЕТА – предназначены для обобщающей группировки и учета хозяйственных средств, источников, процессов в организации.

СТАТЬЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА – показатели (строки) актива и пассива баланса, характеризующие отдельные виды хозяйственных средств и источники их образования.

СТОРНО – исправление неправильной записи, ошибок в регистрах бухгалтерского учета («красное сторно»).

СЧЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА – способ группировки и текущего учета однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств организации, их источников, а также хозяйственных процессов.

Т
ТАКСИРОВКА ДОКУМЕНТОВ – определение денежной оценки хозяйственных операций, зафиксированных в документах.

ТИПОВОЙ ПЛАН СЧЕТОВ – план счетов бухгалтерского учета, который используется всеми организациями.

ТРУДОВЫЕ ИЗМЕРИТЕЛИ – применяют для выражения хозяйственных явлений в рабочих днях, часах, минутах, т. е. в количестве затраченного труда, исчисленного в единицах времени.

У
УНИФИКАЦИЯ – приведение к единой норме, единой форме, к единообразию.

УЦЕНКА – оценка ниже прежней стоимости.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ – принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Ф
ФИФО (FIFO – first-in-first-out) – метод бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей по цене первой по времени приобретения поступившей партии.

Х
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ – факты хозяйственной деятельности, влияющие на финансовое положение экономического субъекта и величину финансовых результатов.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ – система наблюдения, измерения, регистрации и обобщения фактов, явлений и хозяйственных процессов в целях контроля, анализа и управления ими.

Ц
ЦЕНА – денежное выражение стоимости товара.

ЦИКЛ УЧЕТНЫЙ: 1) совокупность учетных процедур, совершаемых в определенной последовательности в каждом учетном периоде; 2) последовательность учетных процедур от начала до завершения какой-нибудь совокупности хозяйственных операций.

Ч
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ – показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период.

Ш
ШАХМАТНАЯ ВЕДОМОСТЬ – учетный регистр, применяемый при упрощенной форме учета.

ШИФР СЧЕТА – условное цифровое обозначение счета.

Э
ЭЛЕМЕНТ – составная часть чего-либо.

ЭМИТЕНТ – организация, выпускающая ценные бумаги.

ЭТИКА БУХГАЛТЕРСКАЯ – нормы поведения бухгалтерских работников.

Я
ЯРЛЫК – вид товарного знака, листок с надписью или клеймом на товаре.


 
Форум » Предметы » Бухгалтерский учет » Словарь бухгалтерских терминов
Страница 1 из 11
Поиск: